Мягкая мебель
В составе мягкой мебели много поролона и синтетических тканей. Сам по себе поролон не вреден, но при горении образует ряд смертельно опасных газов, например, цианистый водород. Именно поэтому часто погибают курильщики, заснувшие с непогашенной сигаретой. Можно было бы проснуться и спастись от огня, но дыхание угаром уже привело к летальному исходу.
Другим источником опасных продуктов горения являются нейлон, некоторые акрилы и полиуретановые пены, широко используемые для набивки диванов, кресел и матрасов, а иногда для изготовления ковриков на поролоновой подкладке. Все эти предметы являются источниками цианидов, которые образуются при их горении.
В последнее время в огонь все чаще попадают ДСП, ДВП и фанера, которые при горении выделяют не только цианиды, но и уже знакомые вам формальдегиды.
Синтетические ткани для обивки мебели тоже выделяют вредные вещества при горении. К тому же наэлектризованные ткани хорошо собирают на себе пыль, а вместе с ней - различные микробы. Статические заряды действуют на организм рефлекторно, вызывая возбуждение, раздражение, нервозность. При том статическое электричество ускоряет разрушение самого материала, а выделяющиеся при этом токсичные вещества легче проникают в организм.
Мебель из ДСП
Производство ДСП (древесно-стружечных плит) зародилось в конце 30-х годов прошлого века в Германии и Швейцарии. Не от хорошей жизни: в странах, не богатых собственной древесиной. Сегодня, вопреки здравому смыслу, этот материал во многих областях жизни полностью заменил натуральное дерево даже в районах Сибири. О том, что плиты из ДСП могут выделять что-то вредное и даже вызывать рак, известно всем и напоминать об этом было бы даже неприлично... если бы все было настолько однозначно и просто.
Известно, что в опилки и стружку добавляют формальдегидную (карбамидоформальдегидную или фенолформальдегидную ) смолу и при высокой температуре прессуют в плиты. Встречаются ДСД изготовленные особым способом: их наружные слои состоят из более мелких частиц, чем внутренние - более плотный наружный слой прикрывает более рыхлый, активно испаряющийся. Затем плиты, предназначенные для интерьера внутри жилых помещений, облицовывают пленкой на основе термореактивных полимеров.
Древесностружечные плиты из крупной стружки (ОСБ) могут использоваться только в строительных целях и под облицовку натуральным шпоном. Их относительная безопасность обусловлена тем, что в процессе производства используют в разы меньше клеевого вещества, чем для ДСП того же размера.
Но, может быть, мебель из ДСП наносит вред окружающим только первое время? А через год-два она вся проветрится, и надо только подождать, а за два года ничего страшного не произойдет...
Одни специалисты утверждают, что так оно и есть, и не стоит паниковать. Другие говорят, что со временем мебель начинает «фонить» еще сильнее, потому что смолы начинают разлагаться.
Оптимисты имеют право доверять первым, пессимисты - вторым.
В зависимости от количества вредных испарений, новые ДСП подразделяют на три класса: 0-10 мг для класса Е1, 10-20 мг для Е2 и 30-60 мг для Е2 на 100 г сухой плиты.
Выпускаются также плиты, имеющие класс эмиссии ЕО. Но этот совершенно безвредный материал стоит значительно дороже, так как для его изготовления используется более дорогой клеевой состав.
Шпонированные и ламинированные ДСП служат основным материалом для изготовления мебели. Если торцы или другие поверхности не закрыты, их следует самостоятельно заклеить или закрасить лаком.
Безопасными также считаются ДСП, древесина которых связывается минеральными составами: цементом или магнезитом. Эти плиты, в свою очередь, значительно тяжелее, а работать с ними сложнее из-за их высокой твердости.
Кроме того, встречаются ДСП с такими знаками качества, как «безвредные для окружающей среды», «Знак высшего качества», «Голубой ангел». Такие материалы выделяют незначительное количество формальдегидов - до 5 мг со 100 г плиты. Знак «Природа плюс» ставится только на абсолютно безвредные для здоровья и окружающей среды материалы.
Эти данные должны быть указаны в гигиеническом сертификате, в который следует заглянуть при покупке. Невредно также проверить, хорошо ли закрашены или оклеены фанеровкой (ламинатом) торцевые поверхности панелей и скрытые полости.
Никакие ДСП нельзя использовать для ограждения батарей или утепления пола.
Согласно требованиям Международной организации здравоохранения, максимально допустимое количество формальдегида во внутренних помещениях не должно превышать 0,042 ррm, то есть 0,042 частицы на миллион частиц воздуха. Но, поскольку такое идеальное помещение в принципе трудно найти, органы здравоохранения считают эту норму завышенной и допускают количество формальдегида в помещениях до 0,1 ррm.
Но почему же, на самом деле, наши заборы строят из дерева, а мебель - из ДСП? Почему эти тяжеленные, крошащиеся, источающие яд плиты получили большее распространение, нежели легкие, прочные, экологически полезные для человека натуральные деревяшки? Скорее всего, и тут подойдет универсальный ответ: «Так выгоднее производителю». А за покупателями пока еще остается право выбора.
Не так давно появилась технология, позволяющая создавать ДСП с нулевым содержанием формальдегида. Вместо привычного канцерогена - лигнин, вещество, входящее в состав древесины. Однако ждать, когда новые материалы получат распространение и подешевеют, имеют возможность далеко не все.
Здоровый выбор: мебель. Часть 2
Источник: «Товар опасен! Что не нужно покупать и почему», Виталий и Инна Морозовы
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!