Система общественного использования велосипедов (также известна как велошейринг, система уличной аренды велосипедов, программа общественных велосипедов, общественный велосипед и бесплатный велосипед) – это некоммерческая система пунктов проката велосипедов. С ее помощью Вы можете недорого арендовать велосипед на одной станции проката, проехаться по городу и вернуть его на другой станции. Такие программу успешно работают во многих городах США, Канады и Западной Европы. К примеру, в Париже сеть насчитывает 1450 станций с 20 000 велосипедов. Она уже давно стала частью системы общественного транспорта и совершает до 110 000 поездок ежедневно.
Хотя основная цель программы общественного велосипеда – разгрузка пробок на дорогах, исследователи отмечают, что подобная инициатива улучшает здоровье горожан. Ученые во главе с доктором Дэвидом Рохас-Руэда из Центра по исследованиям в области экологической эпидемиологии в Барселоне (Испания) изучили влияние системы велошейринга на здоровье горожан.
Система уличной аренды велосипедов в Барселоне называется Bicing и стартовала в марте 2007 года. К августу 2009 года ей активно пользовались 182 062 жителя Барселоны, что составляет 11% от всего населения города. В среднем каждый человек за рабочий день проезжал 3,29 км за 14 минут.
Специалисты оценили сокращение выбросов угарного газа и число смертей, связанных с ездой на велосипеде по сравнению с вождением автомобиля по 3 направлениям: физическая активность, дорожно-транспортные происшествия и воздействие загрязненного воздуха автострад на велосипедистов. Ученые оценили совместное влияние всех этих показателей на здоровье горожан.
Расчеты показали, что в результате внедрения системы общественного использования велосипедов ежегодный прирост смертей в результате воздействия загрязненного воздуха составил 0,13 человек, еще на 0,03 человека больше умерло в результате ДТП с участием велосипедистов, но 12,46 смертей удалось избежать благодаря увеличению физической активности людей. В результате ежегодная смертность среди участников системы велошейринга оказалась на 12,28 человек меньше, чем среди остальных горожан.
Кроме того значительным оказалось и влияние на экологию: программа помогла снизить выбросы угарных газов в Барселоне более чем на 9 миллионов кг в год.
В заключение исследователи сказали, что все преимущества для здоровья горожан от системы общественного использования велосипедов несравнимо большие, чем ее риски для жизни. Очевидно, что уличная аренда велосипедов не только улучшит экологию и разгрузит автомобильное движение, но и значительно поможет системе общественного здравоохранения.
При этом статистика использования системы во многих городах Европы говорит о том, что для поддержания ее работы требуется значительная государственная помощь. Например, в Париже 80% из 20 800 начальных велосипедов было украдено или уничтожено. Их регулярно обнаруживают в реке, брошенными на улицах и даже в Восточной или Центральной Европе. Муниципалитет Парижа ежегодно компенсирует оператору около 2 млн. долларов на восстановление велопарка.
По материалам исследования "The health risks and benefits of cycling in urban environments compared with car use: health impact assessment study". David Rojas-Rueda, Audrey de Nazelle, Marko Tainio, Mark J Nieuwenhuijsen. BMJ 2011; 343:d4521
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!