Анорексия и булимия имеют генетическую природу

Ученые считают, что гены связаны с высоким риском развития расстройств пищевого поведения

Расстройство пищевого поведения развивалось у более чем трех четвертей людей, имеющих любую генетическую мутацию.

Исследователи обнаружили два гена, характерные для людей и для семей с расстройствами пищевого поведения.

Давно известно, что в семьях наблюдаются расстройства пищевого поведения, однако новое исследование совершенно точно выявило два гена, которые значительно повышают риск развития анорексии и булимии у человека.

Как правило, исследование направлено на изучение многих людей с целью выявления малого количества генетических вариантов, которые могут способствовать риску развития расстройства пищевого поведения. Однако ученые из Юго-западного медицинского центра университетов Айовы и Техаса применили иной подход: они изучили отдельные семьи, в которых расстройства пищевого поведения наблюдались в нескольких поколениях. Они обнаружили, что люди с мутациями в двух различных генах – ESRRA и HDAC4 – имеют соответственно 90 и 85-процентный риск развития расстройства пищевого поведения.

«Это открытие ценно тем, что оно позволит нам подключать рассмотрение нейробиологии, являющейся первопричиной развития расстройств пищевого поведения, а также найти новые способы повышения уровня метаболизма для предотвращения заболевания» - говорит Майкл Латтер, адъюнкт-профессор психиатрии в университете Айовы и старший автор исследования.

Латтер говорит, что ученые полагают, что каскад реакций, при котором проявляются оба гена, срабатывает в головном мозге и повышает аппетит человека в том случае, когда у него появляется повышенная потребность в калориях. Однако желание употреблять пищу может быть заблокировано в случае мутации генов.

Несмотря на то, что эти мутации редко встречаются (приблизительно у одного из 1000 людей присутствует мутация ESRRA, и всего двое из 10 000 людей имеют мутацию HDAC4), они значительно повышают риск развития расстройства пищевого поведения у человека. В случаях присутствия мутации ESRRA у 90 процентов людей развивалось расстройство пищевого поведения, также шестеро из семи человек с мутацией HDAC4 страдали этим заболеванием.

Более того, Латтер утверждает, что люди, имеющие такие мутации, но у которых признаки расстройства пищевого поведения не проявлялись, были довольно молоды. «Заболевание может не развиваться просто по причине их молодого возраста» - говорит Латтер.

Расстройства пищевого поведения особенно часто распространены среди женщин: согласно исследованию анорексией и нейрогенной булимией страдают от 1 до 3 процентов женщин.

Лесли Сим, детский клинический психолог из клиники Мэйо, считает, что результаты этого исследования могут принести облегчение семьям и родителям, которые часто винят себя в развитии у ребенка расстройства пищевого поведения.

«Собственно, только сейчас мы начинаем расценивать это заболевание как фактически биологическое, где по существу мы видим, что у всех этих детей наблюдается генетическая предрасположенность, подвергающая их очевидному риску» - говорит Сим, который является руководителем программы по расстройству пищевого поведения в клинике Мэйо. «Таким образом, часто родители пытаются найти причину появления расстройства пищевого поведения в своих действиях. Однако, теперь мы можем определенно утверждать, что они виновны только в предоставлении генетического материала».

Сим говорит, что часто у детей и подростков, страдающих расстройствами пищевого поведения, наблюдаются похожие определенные особенности, такие как высокий уровень беспокойства, сильное желание избежать опасности и вреда, страх совершения ошибок и самосовершенствования.

«Им не нравится неопределенность. Им нравится предсказуемость. Им нравится планировать все, что может произойти» - говорит Сим. «Все это действительно может положить начало особому способу питания и контролю за весом и фигурой, поскольку это еще более упрощает жизнь. Таков их ориентир достижения большей уверенности. Больше всего их пугает тучность или прибавка в весе».

И все же Латтер и Сим считают, что факторы окружающей среды также влияют на развитие этих заболеваний. От 50 до 70 процентов риска развития расстройства пищевого поведения обусловлены генетическими причинами, а от 30 до 50 процентов причин риска принято считать экологическими, -говорит Латтер.

«Самая очевидная причина, обусловленная внешними условиями – это западный идеал стройности и красоты» - говорит Латтер. «Показатели расстройств пищевого поведения намного выше в культурах, где ценится стройность фигуры».

Сим считает, что увлечение диетами, в особенности среди женщин, может стать еще одним фактором, приводящим к развитию расстройства пищевого поведения.

«Мы уже отмечали, что гены действуют как зажигание, а диета подает топливо» - говорит Сим. «У восприимчивых людей, имеющих такие гены, расстройство пищевого поведения могло бы не развиться, если бы они не увлекались диетой».

«С другой стороны, можно наблюдать, как некоторые люди сидят на диете и никогда не заболевают расстройством пищевого поведения» - добавляет Сим. «Это говорит о том, что такие люди генетически невосприимчивы»