Войти

Аутизм

Герой фильма «Человек дождя» - наделенный гениальным математическим дарованием аутист. В сравнении с обычными людьми, имеющие диагноз «аутизм» проявляют необыкновенные способности в 10 раз чаще



       Аутизм – психическое расстройство, возникающее из-за нарушения развития головного мозга. Три основных признака характеризуют заболевание: полное отсутствие или дефицит социального взаимодействия, т.е. контакта с окружающими людьми; дефицит взаимной коммуникации, т.е. затруднена передача информации с помощью слов и жестов; ограниченность сценариев поведения.

Вся триада признаков, как правило, проявляется до 3-х лет, поэтому важно, чтобы родители отреагировали на подобные «странности» ребенка, обратившись к врачу. Своевременно начатая корректировка поведения дает надежду не на выздоровление (оно не наступит в общепринятом смысле), а на более-менее удачную адаптацию к жизни в обществе.

История понятия «аутизм»

Впервые термин «аутизм» появился в работе (1911 г.) швейцарского психиатра Эйгена Блейлера при описании основного симптома шизофрении: погружение в мир собственных фантазий, уход в себя. «Аутос» с греческого - «сам».

Спустя три десятка лет два австрийских детских врача – психиатр Л. Каннер и педиатр Г. Аспергер, независимо друг от друга, использовали термин для описания аутистического расстройства у детей. Несмотря на то, что у детей-аутистов отсутствует полный уход в мир фантазий, а имеется невозможность или затруднение установления социальных контактов, термин закрепился.

Это на длительное время внесло путаницу при вынесении врачебного вердикта, вплоть до использования формулировки «детская шизофрения». Надо заметить, что терминология, используемая клиницистами, до сих пор сбивает с толку, поскольку в ходу термины, не являющиеся взаимозаменяемыми.

Л. Каннер назвал детей-аутистов самодостаточными маленькими мудрецами, живущими в собственной скорлупе, не замечая окружающих. Их общей особенностью является врожденная неспособность к нормальному контактированию с внешним миром. Г. Аспергер предположил, что заболевание вызвано генетическими нарушениями.

Современный взгляд на природу возникновения заболевания

Классический аутизм (синдром Каннера, ранний детский аутизм) по критериям, предложенным Л. Каннером, диагностируется у пяти детей из десяти тысяч новорожденных. У девочек он встречается в 4-5 раз реже, чем у мальчиков. Долгое время причину возникновения аутизма видели в недостатке теплоты и внимания к младенцам со стороны родителей.

Переворот в понимании и лечении аутизма произошел благодаря американскому психологу Бернарду Римланду, отцу ребенка-аутиста. Он коренным образом изменил подход к данной патологии, и в своей книге (1964 г.) доказательно сформулировал: аутизм – сложное расстройство, вызванное органическим поражением мозга.

Во время внутриутробного развития под воздействием неких факторов возникают изменения в различных участках мозга. Нарушение происходит сначала в какой-либо локальной области, затем каскадом следуют изменения на других участках.

Это приводит к биохимическим, генетическим и нейронным нарушениям, при которых затрагиваются почти все функциональные системы мозга. Пока нет полного понимания, какие мутации запускают механизм болезни, но установлено, что особенно высок риск возникновения аутизма в первые недели жизни эмбриона.

Не исключают воздействие внешних факторов, которым подвергается организм беременной, в т.ч. инфекционные заболевания, наркотики, тяжелые металлы, курение и т.д. Связь вакцинации детей с возникновением аутизма категорически отвергается.

Симптомы аутизма

Основные симптомы аутизма, т.н. триада нарушений, проявляющаяся до трех лет:

  • Нарушения социального поведения (неумение дружить со сверстниками, нежелание делиться мыслями или переживаниями, отсутствие интереса к окружающему миру и сопереживания, и пр.).
  • Коммуникативные нарушения (годовалый ребенок не лепечет, не машет ручкой на прощание; к двум-трем годам не говорит, или не может самостоятельно строить фразы хотя бы из двух слов; в три года отсутствует идентификация собственного «я» - на вопрос матери: «Ты хочешь кушать?» утвердительно ответит: «Ты хочешь кушать», и т.д.).
  • Стереотипность и ограниченность вариантов поведения (приверженность к определенному порядку, к одной и той же одежде, еде, маршруту; повторение одних и тех же слов, движений; отсутствие воображения и пр.).

В отдельности каждый из этих симптомов не свидетельствует о наличии патологических отклонений, но присутствие всех трех – очень тревожный сигнал. Уровень интеллекта симптомом не является, т.к. он может быть как вполне удовлетворительным, и даже высоким, так и низким, вплоть до умственной отсталости.

До 10% аутистов наделены талантами в узких областях (математика, живопись, музыка), в остальном их поведение соответствует диагнозу. Приверженность к упорядочиванию породнила аутистов с компьютером. Появилось немало талантливых программистов-аутистов, в т.ч. работающих у Билла Гейтса.

Кроме основных симптомов, у трети больных встречаются: гиперактивность, слуховая гипо- или гиперчувствительность, непереносимость прикасаний, необычные пищевые предпочтения и привычки при приеме пищи, страхи, агрессивность, немотивированные смены настроения.

Родители не должны уповать на то, что ребенок «перерастет» и все наладится. Обращение к специалисту и раннее начало лечения дает шанс вырастить человека, который проживет полноценную жизнь. При наличии у трехлеток всех симптомов начинать лечение в пять лет – это недопустимое опоздание на два самых важных года!

В случае, когда болезнь начинается в старшем возрасте (в три-шесть лет и старше), она классифицируется как атипичный аутизм. Без видимых причин у обычно спокойных детей появляются приступы агрессии, истерические припадки, капризность, упрямство. Возникают страхи, нервные тики, нарушается сон. Регрессирует речь, происходит распад имеющихся навыков, отказ от общения.

Диагностика

Современная диагностика учитывает только нарушения поведения и основана на критериях, указанных в международных классификациях МКБ-10 и ДСС-4 , касающихся психических расстройств. Поведенческие характеристики аутизма в обеих классификациях описываются практически идентично и базируются на триаде нарушений, приведенной выше.

Сложность диагностики заключается в том, что указанные критерии не в состоянии охватить всех проявлений патологии, а кратковременное обследование даже группой специалистов может не дать истинной картины. На поверхностный взгляд ребенок-аутист покажется умственно отсталым. Или неточность диагностики возникнет из-за особенностей проявления симптомов.

Помощь могут оказать родители, которые лучше знают своего ребенка. Поэтому обследование не должно проводиться в спешке, необходимо время для доверительного общения врачей и родителей. Только на основании подробного обследования специалистами по определенной схеме, проведения лабораторных исследований (томография, хромосомный анализ и т.д.) возможна объективная оценка состояния пациента и постановка диагноза «аутизм».

Для облегчения диагностики применяют диагностические карты. Они помогают отличить аутизм от других нарушений: синдрома Ретта, умственной отсталости, шизофрении, глухоты и пр.

Лечение аутизма

При этом заболевании не идет речь о полном излечении, т.е. о приведении функциональной деятельности мозга в состояние нормы. Добиться заметного улучшения состояния больного - это уже достичь многого. Разработаны способы, помогающие избавиться от ряда симптомов, что дает аутистам шанс повысить уровень социализации, тем самым, улучшить качество жизни.

В свете современного понимания проблем аутизма многие из ранее предложенных методик отнесены к разряду устаревших, не способных решить поставленную задачу. Не оправдано помещение пациентов с диагнозом «аутизм» в интернаты для детей с умственной отсталостью. Наоборот, чем больше аутист будет проводить времени со своими нормальными сверстниками, посещать обычные детские учреждения, тем выше вероятность успешной адаптации. В этом процессе очень важна роль семьи.

Универсального средства лечения аутизма не существует, поскольку спектр поведенческих отклонений широк, и по-своему уникален в каждом конкретном случае. Для больного составляется индивидуальная комплексная программа лечения, которая периодически корректируется. Она включает как медикаментозную составляющую, так и медико-педагогическую и психотерапевтическую.

Коррекционные работы проводятся разнопрофильными специалистами, в их числе педагог, детский психиатр, невропатолог, логопед, психолог, музыкальный работник. Все обучающие педагогические методики направлены на развитие коммуникативных способностей (речь, жесты) и адекватное поведение при контакте с окружающим миром.

Медикаментозная терапия назначается по показаниям. Это могут быть противосудорожные средства, психостимуляторы, препараты для снятия депрессивных состояний, уменьшения гиперактивности или аутоагрессивных тенденций.

Прогноз и профилактика

Прогноз может быть неблагоприятным при выраженной тяжести состояния, обусловленной комплексом признаков: припадки, олигофрения, стойкость стереотипно-механических игр, задержка речи, возраст старше 6 лет. В отдельности каждый признак не является свидетельством неблагоприятного прогноза.

В остальных случаях прогноз зависит от уровня речевого и интеллектуального развития на возрастном «рубеже» в 5-6 лет. Наличие достаточно развитой речи и сравнительно высокого уровня интеллекта (IQ больше 80) позволяет надеяться на относительно благоприятный прогноз.

Предотвратить болезнь невозможно. Единственным методом профилактики аутизма является максимально раннее начало лечения, что связано с закономерностями развития головного мозга.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!


Отзывы и комментарии (0)
Добавить комментарий
Интересно про здоровье:
© 2008-2017 Все права охраняются законодательством Украины. Использование материалов HnB.com.ua разрешается при условии размещения ссылки (для интернет-изданий гиперссылка, не закрытая для индексации поисковыми системами) на HnB.com.ua.