Для этих счастливчиков воздухоплавание – это их любимая профессия.
Устройство аэростата
О полетах на воздушных шарах как о прекрасном виде активного отдыха мы уже писали ранее в статье Полет на воздушном шаре. Теперь взглянем на это с другой стороны. Аэростаты делятся на типы – газовые и тепловые, и классы – в зависимости от назначения, объема оболочки, размеров. Газовые аэростаты поднимаются вверх за счет подъемной силы летучих газов – гелий, водород. Аэростаты такой конструкции – дирижабли – вы могли видеть на рисунках и картинах начала 20-го века. Тепловой аэростат движется при помощи подъемной силы горячего воздуха.
Именно такие аэростаты используются в воздухоплавании сегодня. Воздух в оболочке аэростата нагревается за счет сгорания пропанобутановой смеси. Интенсивность сгорания смеси и нагревания воздуха в оболочке регулируется с помощью блока горелок и парашютного клапана. Оболочка аэростата сшита из синтетической термостойкой и воздухонепроницаемой ткани с нашитыми силовыми лентами для создания крепкого несущего каркаса.
Спортивные аэростаты отличаются от туристических более яйцевидной формой оболочки, что делает их более маневренными и скоростными.
Воздухоплавание в Украине
Первый запуск аэростата на территории Украины был произведен в октябре 1784 года. Именно тогда в Каменец-Подольском один известный голландский архитектор и военный инженер Ян де Витте изготовил и запустил бумажный аэростат. С тех пор и до сегодняшних дней для некоторых по-хорошему одержимых людей воздухоплавание – это дело и смысл всей жизни, это и есть сама жизнь.
Что же это такое – воздухоплавание в Украине? В 1990 году в был создан первый отечественный аэростат. А в 1993 году появилась Федерация воздухоплавания Украины, которая вошла в международную авиационную федерацию (FAI) и наши спортсмены-воздухоплаватели впервые приняли участие в международных соревнованиях. С тех пор прошло почти 20 лет.
В Украине по данным Федерации воздухоплавания есть 30 профессиональных пилотов и более 100 энтузиастов, четверо украинцев входят в сотню лучших пилотов мира. У нас проводятся регулярные соревнования на Чемпионат и Кубок Украины и Кубок Киевской области, а также различные слеты, фестивали и феерии. Чемпионат Украины проходит в мае в Феодосии. По результатам формируется сборная Украины, которая представляет страну на международных соревнованиях. Но участие количество мест для сборной определяется квотой, которая зависит от успешных выступлений команды, от рейтинга пилотов. В воздухоплавании сейчас лидирующие позиции занимает США, а в Европе – Германия. На прошлом Чемпионате Европы от Украины выступали 3 участника, а от Германии – 6.
Главный принцип соревнований по воздухоплаванию – это пилотирование на точность. Заранее прокладывается маршрут по точкам, которые отмечаются на местности крестами. Пилот, пролетая над точкой, сбрасывает маркер – груз с лентой. В зависимости от расстояния до точки начисляются зачетные баллы. В зависимости от регламента соревнования возможно пользоваться спутниковой навигацией, высотомером, радиостанциями, командой сопровождения с земли, которая выезжает на цель и корректирует курс. Хотя на некоторых соревнованиях летают по старинке – только с помощью карты и компаса.
Первые шаги в спортивном воздухоплавании
Спортивное воздухоплавание – хобби не из дешевых. Во-первых аэростат. Наиболее популярными и самыми лучшими являются английские. Их стоимость в Украине стартует от 50-60 тыс. евро. Также неплохими считаются американские, чешские. В Украине в Феодосии есть НИИ, которое занимается производством парашютных систем и аэростатов. Большинство наших спортсменов как раз на них и летают. И стоят они на порядок дешевле – от 30 тыс. грн. Во-вторых, практически все соревнования по воздухоплаванию являются некоммерческими, то есть без призового фонда, а только для имиджа страны. По рассказам спортсменов, спортивный пилот должен участвовать хотя бы в двух соревнованиях в месяц. Каждый выезд команды из 3-х человек с машиной сопровождения на соревнование обходится минимум в 10 тыс. долларов. При этом призовой фонд Гран-при Японии – 200 тыс. долларов и чтобы рассчитывать хотя бы на призовое место пилоту надо летать минимум по 300 часов в год…
Так что прежде всего ищите спонсора и… учитесь! Воздухоплавание в Украине начинается в Феодосии на базе того же НИИ аэроупругих систем, где есть специальная школа пилотов тепловых аэростатов. Пилотом может стать каждый, кому уже исполнилось 16 лет. Курс подготовки состоит из теоретической и практической части. Теоретическая часть рассчитана на 90 часов обучения и включает такие дисциплины как: воздушное право, радиосвязь, конструкция и эксплуатация СА, возможности и ограничения человека в летной деятельности, авиационная метеорология, воздушная навигация, летные характеристики СА и планирование полетов, механика полета СА, эксплуатационные процедуры.
Практическая часть или летная подготовка – это не менее 16 часов в небе и не менее 12 полетов! По окончанию школы после сдачи экзаменов вы получаете лицензию пилота свободного аэростата, которая признается и в других странах мира. Действие лицензии – 2 года, потом ее надо продлевать. Кроме того, каждый пилот раз в 3 года обязан проходить курсы повышения квалификации. Стоимость всего удовольствия – 18 тыс. грн, что в сравнении с аналогичными курсами в Европе еще достаточно дешево.
Кроме этого, как заключительный аккорд фестиваля «Монгольфьерия-2009» под Киевом состоялось открытие Киевской воздухоплавательной школы. Так что вперед!
А пока усилия нескольких десятков профессиональных пилотов-энтузиастов спонсируются в основном группой любителей покататься на воздушном шаре, размещением рекламы на оболочках аэростатов и участием воздушных шаров в массовых акциях и мероприятиях. Вот так и развивается воздухоплавание в Украине. А между тем, рекорд пролета трех связанных воздушных шаров под мостом Бегущая лань высотой 54 метра в Каменец-Подольске осенью 2004 года до сих пор никем в мире так и не побит. Есть повод для гордости, оптимизма и для надежды на то, что достаточно модное спортивное, рекламное, туристическое направление в мире все-таки накроет и Украину!
Автор: Владимир Селиванов
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!