Тема взаимоотношений между врачом и пациентом на сегодняшний день одна из самых сложных. Ведь как дать понять пациенту, если результаты лечения не оправдали ожиданий, что виноват в таком исходе не только врач, точнее, помимо доктора и системы лечения, на состояние здоровья могут влиять множество других факторов? Всё чаще пациенты становятся клиентами частных клиник, рассчитывая на то, что ответственность за ход лечения и, следовательно, возможность осложнений полностью понесёт медучреждение. При этом пациенты не желают понимать, что результат лечения зависит не только от действий докторов, но и от сложности заболевания, готовности пациента придерживаться рекомендаций доктора после оперативного вмешательства и пр. Что это – особенности менталитета украинского пациента или проявление халатности по отношению к докторам со стороны государства, которое подобные ситуации не регламентирует?
Основная проблема в том, что пациенты в Украине сегодня не хотят принимать вероятность возникновения осложнений или сопутствующих сложностей в лечении того или иного заболевания. В Европе, в частности, в Германии, пациент обязан подписать согласие на операцию, ознакомившись со всеми возможными рисками – вплоть до клинической смерти. При этом в конце документа имеется приписка: «Я осознаю, что могут возникнуть осложнения, которые до сих пор не были описаны и не встречались». Почему же в Украине такая система до сих пор не внедрена и все шишки сыплются на докторов? Причин такого явления несколько. Во-первых, украинский пациент всё ещё не доверяет врачу, а, скорее, подозревает его в меркантильных интересах. Во-вторых, у нас нет необходимой системы оценки клиник, то есть, нет доверия ни к докторам, ни к самим медучреждениям. При этом клиники пестрят рекламными плакатами о сверхсовременных технологиях, медицинских инновациях. Но ведь подлинности описанных в рекламе сведений никто не проверяет, высшие категории присваивают и советскому наследию, и современным медцентрам, имеющим в своём арсенале услуг мировые технологии. Тем самым государство само заставляет пациента сомневаться в адекватности системы здравоохранения в целом. В Украине категория клиники – будь то высшая, первая или вторая – присваивается в большинстве своем исходя не из возможностей и спектра методов лечения, а по оценке упорядоченности документооборота, делопроизводства. Такой подход, мягко говоря, архаичен и необъективен. Гораздо правильнее было бы при оценке клиник следовать чётким, заранее разработанным перечням услуг и требованиям.
Пример прост. Для диагностики и лечения определённого заболевания необходим набор оборудования и квалификаций. Вот, например, для ведения пациента с глазными проблемами при диабете необходимым оборудованием обеспечены немногие клиники в Украине. Но при этом многие клиники предлагают свои услуги в лечении этой патологии. И действительно, диагностику проведут, лечение назначат. Но насколько полным будет предоставление медуслуг – вопрос. А ведь клиника – высшей категории и оказать полный цикл услуг по данному профилю не могут. И если пациента приняли на лечение, то он свято верит в то, что ему здесь помогут, сделают всё возможное и неоправданных задержек в лечении, которые могут привести к непоправимому ухудшению зрения, не будет. И это не задача пациента – выявлять уровень технических и профессиональных возможностей клиник в лечении тех или иных заболеваний.
Во избежание подобных ситуаций, а также недоверия между врачами и пациентами, взаимных обвинений и упреков, необходима чёткая система стандартов. Стандарты должны быть прописаны максимально детально и учитывать все возможные исходы лечения. Тогда пациент сам сможет совершенно прозрачно выбрать медучреждение, понимая, какой спектр услуг ему могут предоставить в разных клиниках.
Пациент не должен разбираться в медицинских тонкостях. Он должен получить информацию, которая бы соответствовала действительности. Ещё один аспект ответственности и врача, и пациента – страховка. Если пациент, имея медицинскую страховку, уже является защищённым, то врач, как специалист, нуждается также в страховке от несчастного случая, осложнений, которые могут произойти. В Украине такого механизма пока также не существует. Хотя практика других стран показывает, что есть смысл страховать докторов от конфликтных ситуаций, где в случае непонимания между доктором и пациентом либо его родственниками созывается специальная комиссия независимых специалистов, которая и выясняет, что пошло не так.
«И если мы сможем добиться такого цивилизованного уровня взаимоотношений врача и пациента, это будет полезным для обеих сторон. Врач и пациент – это команда, которая решает одну задачу. И для решения задачи защиты нашего здоровья необходимо максимальное доверие и взаимопонимание».
Первоисточник: rbc.ua
Задайте вопрос врачу-офтальмологу
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Клиника АЙЛАЗ www.ailas.com.ua
02140, Украина, г. Киев, просп. С. Бандеры, 17/1
Тел.: (044) 364 10 01
Бесплатная горячая линия по Украине: 0 800 50 50 06 – бесплатные звонки со стационарного телефона по Украине
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!