Новости об эволюции человеческого мозга

Исследователи получили новые сведения об эволюции человеческого мозга, которые помогут объяснить интеллектуальное превосходство человека

Генная мутация, произошедшая 2,5 миллиона лет назад, может объяснить, почему человек умнее всех остальных биологических видов на Земле – сообщают нам исследователи.

Как выяснили ученые, частичное дублирование одного из генов сыгравшее важнейшую роль в огромном скачке эволюции человеческого мозга, произошло всего несколько миллионов лет назад (небольшой период времени, относительно всей истории развития человеческого вида).

Дублирование гена SRGAP2 происходило как минимум дважды за всю историю человеческой эволюции. Впервые это произошло примерно 3,5 миллиона лет назад, а второй скачок – около 2,5 миллионов лет назад. Однако во второй раз произошло лишь частичное дублирование гена, рассказывает автор исследования.

Неполностью дублированный ген SRGAP2 функционирует одновременно с оригинальном геном, взаимодействуя и блокируя некоторые его функции, сообщается в пресс-релизе исследования от 3-го мая 2012 года в журнале Cell.

Окаменелости и остатки человеческой деятельности древних времен показывают нам, что частичная копия гена SRGAP2 появилась как раз на рубеже эволюции «Кроманьонца» в «HomoSapiens» или человека разумного, современного.

«В этот период эволюции человеческого вида мозг кроманьонцев начал стремительно развиваться и, как следствие, вырос коэффициент интеллекта» - сообщают Фрэнк Поллукс – эксперт в области исследований мозговой деятельности исследовательского института в Ла Джолла, Калифорния и Эван Эйчлер, исследователь геномов из Вашингтонского Университета в Сиэтле.

С точки зрения ученых, вторичная генная мутация SRGAP2 объясняет, почему люди гораздо умнее приматов, несмотря на незначительные различия в последовательности генов (например, геномы человека и шимпанзе идентичны на 98,4%).

«Возможно, в своих исследованиях мы изначально искали причину не в тех типах мутаций,» - рассказывает Эйчлер в интервью для журнала. «Эпизодические и последовательные случаи мутаций и могли повлечь за собой радикальные, из ряда вон выходящие изменения в развитии головного мозга и его функций».

Результаты исследования также могут пролить свет на нарушения развития нервной системы, в том числе аутизм, эпилепсию и шизофрению, сообщают нам ученые.

По материалам пресс-релиза в журнале Cell