Войти

Энциклопедия танца: Модерн

Модерн – это танец, вырвавшийся на свободу. Балетмейстеры и танцоры поставили эмоции и чувства в центр внимания, и выразить их стремились в свободном полете творческой мысли, не закованной в строгие рамки классической хореографии



     20 век стремительно вышел на историческую арену. Новое время диктовало новые направления в искусстве. В музыке и литературе, театре и балете шел активный поиск прогрессивных форм выражения. В танцевальном искусстве возникло новое движение, отвергающее каноны классической сценической хореографии. Его называли по-разному: свободный танец, танец босоножек, дунканизм, ритмопластический танец и т. д. В США появился новый термин, объединивший под собою все многообразие разновидностей хореографии, отвергающей классические традиции – модерн.

История возникновения танца

Модерн – это современное хореографическое направление, зародившееся в США и Германии в конце 19 – начале 20 века. Идеи модерна впервые высказал французский педагог и теоретик сценической хореографии Франсуа Дельсарт, утверждавший, что все богатство человеческих чувств и эмоций нельзя вместить в стандартные элементы классического танца. На это способна только свободная от условностей хореография.

Идеи Дельсарта воплотили на сцене две американские танцовщицы, посетившие с гастролями Европу. Лои Фоллер продемонстрировала новую пластику в Париже в 1892 году в танце «Серпантин», который сочетал стихийные свободные движения и костюм из огромных полотнищ, развевающихся в танце. Костюм во время выступления служил демонстрацией прогрессивного самовыражения.

Идеи свободного от условностей танца развила Айседора Дункан. Ее и считают основоположницей танцевального направления модерн. Знаменитая танцовщица не создавала своей школы, но открыла дорогу новому в искусстве.

Другое направление в стиле модерн наметил Э. Жак-Далькроз. Его постановки «Эхо и нарцисс» (1912) и «Орфей» (1913) воплощают идеи ритмики – преимущество музыки перед танцем. В течение 20 века было создано множество школ модерна, каждая из которых имеет свои особенности и воплощает свои идеи.

Школы и течения модерна и их особенности

Хореография Айседоры Дункан

Айседора Дункан главным источником вдохновения считала природу. Именно в ней, по ее мнению, нужно черпать естественность и простоту движений. В искусстве она проповедовала идеи античности – гуманизм, обращение к человеку. Танец, прежде всего, по ее мнению, должен отображать человеческие чувства, а их нельзя препарировать, разложить на элементы. Значит, надо освободить танец от любых условностей – театральных, социальных, исторических, бытовых. Идея и содержание танца сами подскажут способы своего выражения. Большая роль в танце отводилась импровизации. Новаторство Дункан заключалось в отказе от традиционного балетного костюма, танце босиком, обращении к камерной и симфонической музыке.

Технически хореография Айседоры Дункан не была сложной, акцент делался на передачу тончайших эмоциональных оттенков. Танцовщица называла модерн танцем будущего, что мы и наблюдаем сегодня.

Айседора Дункан

Ритмика Э. Жака-Далькроза

Это течение модерна противостоит хореографии Айседоры Дункан. Жак-Далькроз назвал свое направление в танце ритмикой или ритмопластическим танцем. Он предполагал следование танца за музыкой и внеэмоциональное воплощение движений. Хореография создавалась по принципу контрапункта: танцоры отображали музыкальные темы, звучащие у разных инструментов. Но создать танец без эмоций у Жака-Далькроза не получилось. В его балетных постановках присутствуют и чувства и эмоции, воплощенные танцевальными средствами.

Р. Лабан – теоретик танца модерн

Австрийский хореограф Р. Лабан не поддерживал идеи Жака-Далькроза о господстве музыки над танцем. Чтобы сформулировать основные концепции танца модерн, он обратился к философским и эстетическим учениям неоплатоников, пифагорийцев, трактатам древней Индии. Полученные знания он осмыслил и воплотил в труде «Кинетография», где изложил универсальную концепцию пластического выражения. Лабан сформулировал основную идею танца модерн – танцевальное движение должно быть осмысленным, пропущенным через духовную сферу.

Дальнейшее развитие танца модерн

Ученик Лабана Курт Йосс пошел по пути создания танцевального театра модерн. В качестве вспомогательных средств в хореографическом спектакле он использовал хоровую декламацию, музыку, сценографию, элементы мистериального театра. Но главенствующая роль всегда отводилась танцу. Куртом Йоссом была предложена новаторская тематика спектаклей – политическая, антивоенная.

модерн

Новое в танец модерн внесла и другая ученица Лабана – немецкая танцовщица Мери Вигман. Она изобразила в танце правду жизни, считавшуюся неприглядной. Страшные, уродливые и трагические стороны жизни танцовщица считала достойными воплощения на сцене. Она отказалась от красивых хореографических движений, ее постановки отличались напряженностью и эмоциональностью. Среди человеческих эмоций Мери Вигман интересовали прежде всего страх, тоска, отчаяние и безысходность.

Линию Мери Вигман в искусстве продолжиди ее ученики Ханя Хольм, Грета Палукка, И. Георги, М. Терпис и другие.

Сейчас труппы танца модерн выступают по всему миру. Наиболее известные из отечественных представителей – балет Аллы Духовной и Бориса Эйфмана.

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!


Отзывы и комментарии (0)
Добавить комментарий
Интересно про спорт:
© 2008-2024 Все права охраняются законодательством Украины. Использование материалов HnB.com.ua разрешается при условии размещения ссылки (для интернет-изданий гиперссылка, не закрытая для индексации поисковыми системами) на HnB.com.ua.