Войти

Сон малыша

Сон важен для любого из нас. А для малышей он еще полезней. Обеспечив ребенку правильный сон, вы закладываете в него огромную часть здоровья на будущее



Сон здоровых детей

     Ни одно руководство по воспитанию детей не обходиться без конкретной таблицы, в коей указано, сколько в соответствующем возрасте ребенок должен спать - сколько раз и сколько часов.

Весьма скептически относясь к попыткам строгой математической регламентации образа жизни, автор, тем не менее, считает своим долгом привести некие средние значения рекомендуемых параметров. 

От 1-го до1,5 лет: количество периодов дневного сна - 2 (1-й - 2 - 2,5 ч, 2-й - 1,5 ч); ночной сон - 10-11 ч;

От 1,5 до 2 лет: количество периодов дневного сна - 1, его продолжительность - 2,5 - 3 ч; ночной сон - 10-11 ч; 2 - 3

От 2 до 7 лет: 1 дневной сон продолжительностью 2 - 2,5 ч; ночной сон - 10-11 ч;
 

В дальнейшем - до 7 лет - рекомендуется 1 дневной сон (около 2 ч) ночной сон 10 ч. После 7 лет днем разрешают не спать, ну а ночью - не менее 8 - 9 ч.

Следует отметить, что  все эти данные должны быть адаптированы под каждые отдельно взятые условия. В процессе выработки графика несомненно нужно учитывать особенности и предпочтения самого малыша.

Условия для комфортного сна малыша

Оптимальная температура для комфортного сна малыша - 18-20° С, но лучше сделать ее более прохладной, чем жаркой. Полезнее одеть на ребенка теплую пижамку, чем заставить его дышать застойным гарячим воздухом.
В детской комнате не желательны никакие накопители пыли - ковры, мягкая мебель, мягкие игрушки; любые предметы, недоступные влажной уборке. 

С точки зрения врача, главное требование, предъявляемое ко сну, кажется достаточно простым - сон должен создавать условия, для адекватного бодрствования после пробуждения. Практическая реализация этого весьма незамысловатого положения окружена проблемами, больше относящимися к другим наукам (педагогике, социологии) - естественно, когда человек спит не потому, что спать пора, а потому, что спать хочется. Естественно просыпаться не потому, что так надо, а потому что выспался. Но правила человеческого общежития не могут (именно не могут, а не хотят) учитывать эти биологические "фокусы". 

Организм человека, и ребенок любого возраста не исключение, живет по особым ритмам (суточным, сезонным, годовым) определяющим потребность и соотношение периодов сна и бодрствования. На желание спать, на время, необходимое для полноценного отдыха, на глубину сна влияют множество факторов - упомянутые биоритмы, метеорологические условия, состояние здоровья, образ жизни.

 Каждому известно, что желание спать во многом связано с интенсивностью физических нагрузок, в то же время излишние эмоциональные нагрузки сну препятствуют. 

Основная родительская проблема - "не хочу спать". Подход к ее решению во многом определяется утренним пробуждением и позволяет сформулировать простое правило: если подъем по утрам происходит естественно и без негативных эмоций, время отхода ко сну никакого значения не имеет. 

Родительский лозунг "пора спать" может быть продиктован интересами самих родителей - папа хочет спать, или, как вариант, папа хочет маму, а комната всего одна. Указанная проблема не может быть решена посредством советов врача-педиатра. 

Особая и весьма частая ситуация может быть охарактеризована фразой "не уложишь не поднимешь". Влияющие на нее факторы во многом поддаются контролю. Но ряд моментов никаким педагогическим влияниям не подвластны, поскольку определяются индивидуальными биоритмами (знаменитое и не вызывающее сомнения деление человеческих особей на "жаворонков" и "сов").

Помогите малышу заснуть

Заведите предметный посредник. Это может быть игрушка или кукла, которая смягчает разлуку ребенка с родителями. Предметный посредник дает малышу ощущение постоянства и стабильности. Эти чувства особенно важны для детей, когда они засыпают или просыпаются в течение ночи. 

Кровать должна быть таких размеров, чтобы ребенок мог лежать на ней, свободно вытянувшись. Использовать ее следует использовать только для сна и не держать в ней игрушки (за исключением предметного посредника). Во время бодрствования ребенок должен находиться в манеже или в безопасной части комнаты.

 Не следует давать ребенку на ночь напитки, содержащие кофеин (какао, колу и др.). Хотя колу и напитки подобного рода, вообще лучше не давать ребенку без относительно времени суток, но совсем по другой причине :) 

Всегда укладывайте ребенка в определенное время. Отход ко сну должен сопровождаться последовательностью действий, которые напоминали бы о том, что пора спать. При этом их порядок должен быть всегда один и тот же, например: умывание, одевание ночной пижамы, сказка и т.д.  

Дети этого возраста, уложенные в кровать, обычно двигаются, разговаривают, интересуются тем, что происходит вокруг, живо на все откликаются. Поэтому при укладывании ребенка и в то время, когда он засыпает, надо создать более спокойную обстановку и исключить все то, что может развлечь ребенка, возбудить его или огорчить. Но в то же время в детской комнате не должно быть полной темноты. Лучше всего подходит тусклое освещение от ночника, при котором ребенок, проснувшись, мог бы увидеть окружающие предметы или найти в кровати предметный посредник.  

Не бросайтесь к малышу при первых всхлипываниях. Если немного потерпеть, то многие дети прекращают плакать и спокойно засыпают. В этой ситуации вмешательство взрослых может только расстроить сон. Я думаю, что вам бы тоже не понравилось, если бы при каждом вашем вздохе или мычании во сне ваш партнер включал бы свет и громко интересовался, что происходит. Если ребенок все же не заснул, то можно к нему подойти и без лишнего шума постараться его успокоить, погладив по голове или животу. Убедитесь, что ему удобно и сухо, но не берите на руки. Детям в возрасте 3-7 лет можно сказать что-нибудь типа: "Мама с тобой рядом. Все хорошо. Спи, мой хороший".  

Не связывайте в сознании ребенка нежелание спать с чередой удовольствий. Любой ребенок, поняв, насколько легко добиться того, чтобы посреди ночи в обнимку с родителями посидеть перед телевизором, наслаждаясь разнообразными напитками и сладостями, с большим удовольствием постарается не уснуть. Нельзя без крайней необходимости позволять детям покидать ночью спальню. 

Ребенок быстро заснет, если перед сном он не был чрезмерно утомлен или возбужден длительной прогулкой, шумными подвижными играми. Не следует, как уже говорилось, незадолго до сна давать ребенку новые игрушки: не успев ими в достаточной мере наиграться, ребенок будет протестовать, плакать, если от него потребуют прекратить игру. 

Незадолго до укладывания спать надо занять ребенка какой-либо спокойной настольной игрой или предложить ему навести порядок в своем уголке. Для спокойного перехода ребенка от игры ко сну хорошо, как уже указывалось, привлекать его к различным делам, связанным с укладыванием: «Пойдем перед сном умоемся хорошенько. Помоги мне сложить твое одеяло. Принеси стульчик, сюда ты положишь свое платье» и т. п. 

Летом в очень жаркие дни, когда солнце ярко светит, надо следить, чтобы лучи его не падали на ребенка, так как это мешает ему заснуть. Но не надо создавать у ребенка привычку спать только при полной тишине. Такая привычка может быть даже вредной: он не сможет заснуть, если взрослые будут не в состоянии создать ему абсолютную тишину, что в жизни часто сделать довольно трудно.

Как ты спишь, малыш?

Правильно проследив за сном вашего малыша, можно сделать много интересных выводов. Например, узнать то, что не всегда может рассказать вам сам малыш. 

Внимательно присмотритесь к тому, как спит кроха. Как правило, у всех малышей есть две "сонные" позы. Они являются основными (доминирующими). Одна из них - для засыпания, другая - для сна. Первую тело само принимает в момент сладкой дремы, когда сознание только начинает "растворяться", готовясь перейти в сонный мир. Крепко заснув, ребенок поворачиваемся по-другому. Вот на эту, вторую позу, следует обратить внимание. 

Поскольку во сне тело принимает то положение, которое дает ему ощущение наибольшей безопасности, то можно смело утверждать, что выбор "сонной позы" имеет психологическую основу, то есть выражает истинное отношение ребенка к себе, людям и событиям, происходящим вокруг него. Тело обычно выбирает положение не просто так, а в зависимости от душевного состояния хозяина. Причем тут прямая закономерность: чем старше ребенок, тем четче это выражено. А если любимая поза меняется - вероятно, что-то меняется и в мировосприятии.

По сути, та поза, в которой ребенок спит чаще всего, рассказывает о том, что происходит сейчас в его душе. 

Этот тест поможет вам расшифровать послания, передаваемые в пластике тела спящего малыша.  

№1. Ребенок спит
а) на спине или на боку, ручки под щечку;
б) свернувшись тугим калачиком;
в) вытянувшись на животе;
г) а кто его знает.
 

№2. Голова устроилась
а) на подушке;
б) зарылась в подушку;
в) где-то рядом с подушкой;
г) подушка на голове.
 

№ 3. Вы видите, что ручки
а) симметрично расположились или слегка согнуты в локтях и лежат на подушке;
б) одна расслаблена, другая упруго сжата;
в) вцепились в игрушку, в подушку, простыню или одеяло;
г) он/она обнимает себя руками.
 

№ 4. А кисти рук
а) расслаблены и открыты, свободны;
б) сжата одна, открыта другая;
в) ладони сжаты в кулачки;
г) прикрывают лицо.
 

№ 5. А ноги его/ее
а) свободно раскинуты;
б) одна согнута, другая свободно вытянута; 
в) зацепились за край постели;
г) переплелись или поджаты к туловищу.
 

№ 6. Ваш малыш обычно спит
а) посередке, в самом центре своей кроватки;
б) расположившись по диагонали;
в) вдоль, поперек - как когда;
г) притулившись в углу кровати.
 

№ 7. Вы хотите поправить одеяло и обнаруживаете, что оно
а) как положено: на ребенке;
б) под ребенком или совсем слетело;
в) закрутилось вокруг всего тела; 
г) на голове или на туловище, а ноги торчат.
 

№ 8. Ваш/ваша наследник/наследница спит, словно
а) юный принц или принцесса, свободно и вольно раскинувшись;
б) как страусенок или как боевой петушок (попой вверх, носом вниз);
в) свернувшись калачиком, как суслик в норке;
г) как куколка, закрученная в одеяло.

№ 9. Он/она держится ночью за что-то?
а) нет, даже игрушку выронил;
б) да, за кровать - руками;
в) да, за кровать - ногами;
г) сам за себя.

№ 10. Обычно в детской кровати царит
а) поэтический беспорядок;
б) порядок, но относительный;
в) куча мала;
г) беспредел.

№ 11. Вы знаете, что он/она точно не спит никогда
а) скрутившись в узел;
б) на спине, раскинув руки и ноги;
в) на боку, подложив ладошки под щечку;
г) на животе, распластавшись свободно.

№ 12. Ранним утром вы обнаруживаете
а) одеяло, подушку, ребенка - все в поэтическом беспорядке; 
б) плотный клубок из простыни, одеяла и ребенка в обнимку с подушкой;
в) ребенка, примчавшегося в вашу кровать; 
г) что поспать у вас больше не выйдет, увы.

Посмотрите, какую букву вы выбирали чаще всего.

А) Уверенность и душевный комфорт. Ваш ребенок чувствует себя комфортно. Он принимает мир таким, каков он есть, во всем его многообразии, и уверен, что мир тоже понимает и принимает его. Он знает свою ценность и полон самоуважения. Страхи его не донимают и не мешают счастливо жить. Он полон самоуважения и знает себе цену, так как уверен в вашей безусловной любви и твердо знает, что всегда может рассчитывать на вашу поддержку и помощь. Ощущение полной безопасности и надежного тыла делает его уверенным и свободным от комплексов человеком.

Б) Готовимся к обороне. Вероятно, у вашего ребенка наступил период трудностей, и во сне он часто спасается. От чего? От каких-то противоречий и тревожных моментов. Вероятно, сейчас у него конфликт, связанный со взаимоотношениями (не обязательно с вами, источником напряжения могут быть другие взрослые или его ровесники, например, в школе, в детском саду). Сейчас ему кажется, что мир агрессивен, и потому он так напряжен и готовится к обороне. При этом он пытается скрыть свои чувства от взрослого дневного мира. Возможно, это происходит потому, что побаивается: а вдруг его эмоции не понравятся вам? В общем, человека уже тревожат проблемы, которые он не может решить самостоятельно.

В) Не уверен в себе. Похоже, ваш ребенок не уверен в себе и своих силах, возможно, он даже растерян, встревожен, настороже. Почему? Он боится неожиданностей и изо всех сил старается их избежать. Пытаясь контролировать себя и других, боится расслабиться по-настоящему. Любые перемены вызывают напряжение и дискомфорт. Он теряется и старается ухватиться за кого-то из близких (что само по себе неплохо), но, к сожалению, при этом он не учится рассчитывать на себя. Одновременно хочет независимости, и страшно: "А вдруг я останусь один, без поддержки?" Все это вызывает в душе ребенка путаницу, делая его уязвимым. Он, как бутон, который боится раскрыться полностью, чтобы превратиться в прекрасный цветок.

Г) Пленник беспокойства. Сейчас у ребенка фаза борьбы - то ли с собой, то ли с вами. Наверное, в последнее время частенько случаются ситуации, которые не устраивают его. Но он почему-то вынужден смиряться с ними. (Вот вопрос: почему?) По каким-то причинам он не может открыто выразить свои истинные потребности, потому прибегает к наивному протесту: "Ничего не вижу, ничего не слышу" и знать ничего не хочу. В сущности, он - пленник беспокойства, и это беспокойство передается ему от вас. Крохе не хватает ощущения надежности. И только вы в силах дать ему это. И тогда ребенок сможет спокойно, без чрезмерного напряжения, учиться и развиваться, и радостно идти по жизни.

Вспомните для начала, что сонная поза, как правило, только отражает то, что сейчас происходит в нежной детской душе. И, возможно, такие подсознательные реакции - еще не указание на серьезную проблему, а только начало проблем.

Желаем крепкого сна и бодрого пробуждения вашему малышу!

 

Автор: Наталия Кей 

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!


Отзывы и комментарии (0)
Добавить комментарий
Интересно про детей:
© 2008-2024 Все права охраняются законодательством Украины. Использование материалов HnB.com.ua разрешается при условии размещения ссылки (для интернет-изданий гиперссылка, не закрытая для индексации поисковыми системами) на HnB.com.ua.