Летопись многострадальной и героической Польши заключена в прекрасных народных мелодиях и колоритных танцах. В эмоциональной и проникновенной мазурке запечатлены чаяния, мечты и надежды нации.
Термин мазурка происходит от названия польской провинции Мазовия. Жители этого региона называют себя мазурами, так же, по-польски, звучит и название танца, известного у нас как мазурка. Музыкальная основа танца так мелодически и ритмически своеобразна, что композиторы-классики использовали в своих произведениях этот танец для музыкальной характеристики польских персонажей. Так поступил Глинка в опере «Иван Сусанин», Дворжак в опере «Дмитрий», Мусоргский в опере « Борис Годунов».
История возникновения
Первыми исполнителями мазурки была этнографическая группа населения Польши – мазуры. Крестьяне Мазовии танцевали этот танец на праздники и в будни, после работы, в период душевного подъема. В 17-18 веке мазурка завоевала популярность по всей Польше, а, начиная с 19 века, распространилась по Европе и стала обязательным танцем на светских балах. Грациозные и сдержанные движения мазурки полюбились польской знати, а, вслед за ними, и аристократам Европы.
Такое признание мазурка получила благодаря непревзойденному польскому композитору Фредерику Шопену. Его любовь к родине была столь велика, что в своих произведениях он отобразил и искренность, и героизм, и напористость польского характера. Музыкальными образами Шопен высказывался и как творец, и как патриот, и как обычный человек. Всего композитором было написано около 60-ти мазурок. Все их можно разделить на три типа: сельские мазурки-картинки, блистательные городские и лирические, вальсовые мазурки. Народная музыка и танец вдохновили и других композиторов на создание своих мазурок. Прекрасные мелодии написаны М. Огинским, К. Шимановским, К. Дебюсси, М. Глинкой, П. Чайковским, А. Глазуновым, А. Скрябиным и другими. Даже в основу гимна Польши «Еще Польша не погибла» легла мазурка, написанная Юзефом Выбицким.
Что такое мазурка?
В основу мазурки легли сразу три польских танца: мазур, куявяк и оберек. В более быстром темпе мазурка тяготеет к обереку, в более медленном – к куявяку. Музыкальный размер танца трехдольный – 3/4, 3/8, 6/8, темп – живой, быстрый.
Мазурка – это парный танец. Кавалер в процессе выказывает всяческое уважение даме, ведя ее, немного впереди себя. Партнеру в мазурке принадлежит роль лидера: он определяет движения, меняет фигуры, устанавливает темп. Гордо демонстрирует он свою даму всему залу. Польскому народу свойственны чувство собственного достоинства и гордость. Несмотря на быстрый темп мазурки, движения танцоров, тем не менее, проникнуты именно этими чувствами.
Виды мазурки
Народные польские танцы мазур, куявяк и оберек можно считать и отдельными танцами, и разновидностями мазурки.
Оберек
Быстрый, темпераментный танец, с акцентированной третьей долей каждого второго такта.
Куявяк
Более медленный танец, вальсового характера, с лиричной, проникновенной мелодией. Это танец-мечта, танец-воспоминание.
Мазур
В мазуре наиболее ярко проявляются народные черты польского танца: характер, настроение, движения, фигуры.
Особенности мазурки
Мелодия танца часто носит синкопированный характер. Акцент, в отличие от вальса, часто делается на вторую, и даже третью, долю такта. Ритмическая группа может состоять из двух восьмых и двух четвертных в такте при размере 3/4, которые чередуются с тремя четвертными.
Обычно мазурки имеют двухчастную форму, сохраняя ритмический рисунок, характерный для народных танцев. Мазурке свойственна пунктирность, акцентировка, прихотливая ритмическая и мелодическая структура. Части танца часто имеют контрастный характер, напряженную драматургию.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!