Исследованы новые особенности цветового зрения

Любой человек с нормальным цветовым зрением может подтвердить, что кровь примерно такого же цвета, как клубника, риза кардинала или планета Марс. Но так ли это?

То есть, мы считаем, что все перечисленные вещи – красные. Но может ли так быть, что цвет, который вы видите как «красный» для кого-то другого видим, как ваш «синий»?

«Этим вопросом задается в детстве каждый ребенок», - считает Джей Нейц, офтальмолог, специалист по цветовому зрению из Университета Вашингтон. Раньше большинство ученых ответили бы ребенку, что все люди с нормальным зрением видят цвета абсолютно одинаково. Считалось, что у всех людей мозг по умолчанию обрабатывает свет, который попадает на сетчатку одни и тем же способом, а наше восприятие цвета зависит лишь от эмоциональных реакций.

Однако недавние исследования корректируют такую точку зрения. «Я бы даже сказал, что наши изыскания указывают на то, что мы все видим цвета по-разному», - говорит доктор Нейц.

А специалист по цветовому зрению Джозеф Кэрролл из Медицинского колледжа штата Висконсин считает, что ни у одного человека на Земле красный цвет зрительно не совпадает полностью.

Один человек видит красный цвет, а для другого этот же предмет «синий» и наоборот, утверждают ученые. Вполне возможно, что вы видите кровь такого цвета, какой ваш сосед считает голубым, а у него, в свою очередь, небо красное, какой вы видите клубнику. Но, в конце концов, такие противоречия не создают проблем в повседневной жизни – ведь наше индивидуальное восприятие цветовой палитры идет с нами всю жизнь.

По информации, полученной в ходе экспериментов над обезьянами, ученые предположили, что восприятие цвета у нас базируется на опыте, полученном в детстве и так, как у нас нету «запрограммированного» шаблона, сетчатка глаза начинает воспринимать каждый цвет по-своему уникально. Как дальтоники и большинство млекопитающих, самцы обезьян белки имеют только два вида цветочувствительных клеток глазах: колбочки для обработки зеленого и синего цветов. Так как третий вид – колбочки красного цвета у обезьян отсутствует, - они могут воспринимать только длины волн света, которые мы называем «синими» и «желтыми», а «красные» и «зеленые» волны для них нейтральны. Именно поэтому, в ходе экспериментов обезьяны не могут найти красные или зеленые точки на фоне серого фона.

В исследовании, описание которого было опубликовано в журнале Nature в 2009 году, Нейц и несколько его коллег вводили вирус в глаза обезьян, который случайным образом поражал некоторые зеленые «колбочки» клеток. Инфицированные клетки становились чувствительными к красному цвету. Таким образом, у обезьян появлялся полный набор колбочек, необходимых для восприятия всего спектра цветов. Впоследствии, эти млекопитающие смогли воспользоваться новыми возможностями и зеленые и красные точки на сером фоне.

После успешного эксперимента ученые задались вопросом «Можно ли таким способом излечить людей, страдающих от дальтонизма?». Также они предположили, что при успешном развитии данной технологии, в один прекрасный день люди смогут получить четвертый вид цветочувствительных «колбочек», например УФ-чувствительные клетки, найденные в сетчатке некоторых птиц. Это позволит нам видеть еще больший спектр цветов.

Исследование Нейца обозначило не только вопрос о цветовом зрении, но и еще один – не менее важный. Заметьте, нейроны в мозге обезьян всю историю эволюции воспринимали информацию только от зеленых и синих «колбочек», но смогли быстро адаптироваться и использовать мутировавшие колбочки для определения красного цвета в окружающей среде. Интересно, что же подумали обезьяны, когда мир вокруг заиграл новыми красками?

«Как выяснили исследователи, в мозге не заложено восприятие именно какой-либо определенной длины цветовой волны», - отметил доктор Кэрролл, не принимавший участия в исследовании. Способность различать определенные длины волн возникает из ниоткуда, если можно так выразиться – просто с появлением новых клеток или гена. Таким образом, мозг просто получает, обрабатывает, а затем использует полученную информацию о цветовом восприятии сетчатки глаза, придавая каждой волне свой своеобразный цвет.

«Когда мы рождаемся, наш мозг, скорее всего, проделывает то же самое», – утверждают ученые. Наши нейроны «не знают», какого цвета все вокруг и именно поэтому разрабатывают для нас уникальное цветоощущение мира.

По материалам Life's Little Mysteries