Аутизм – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами (К. Гилберг, Т. Питерс). Аутизм начинает проявляться в раннем возрасте – у детей 1-3 лет независимо от пола, расы или социально-экономического положения уже заметны первые признаки нарушения развития. Диагностику обычно осуществляют по 3 группам признаков:
- качественное ухудшение в сфере социального взаимодействия проявляется в недостаточном осознании и игнорировании других людей, нарушение эмоциональных реакций и способностей устанавливать дружеские связи.
- качественное ухудшение в сфере вербальной и невербальной коммуникации и в сфере воображения связаны с нарушениями жестикуляции, речевыми отклонениями (ударения, интонация, форма и содержание речи), отсутствие зрительного взаимодействия.
- крайне ограниченный репертуар видов активности и интересов, который проявляется в необоснованной привязанности определенным правилам и волнении при переменах в окружающей обстановке, в стойком интересе лишь к некоторым предметам или явлениям.
За последние 10 лет диагностируемое количество детей с аутизмом увеличилось в 300 раз. Во многом это связано с улучшением методов диагностики заболевания, но есть предположение о влиянии стрессов и экологических условий на предрасположенность к аутизму. Точные причины возникновения аутизма неизвестны. Высказываются предположения о таких возможных причинах:
- Загрязнение экологии, что приводит к нарушению обмена солей тяжелых металлов в организме
- Нарушения иммунной системы и недостаток гормона «секретина»
- Генетическая предрасположенность – склонность к аутизму может быть связана с изменениями не менее чем в 3 генах
- Ранние и долговременные перегрузки нервной системы опиоидами, которые возникают в результате неполного расщепления пищевого глютена и казеина
- Неравномерно быстрый рост отдельных частей головного мозга
- Неблагоприятные условия во время беременности – вирусные инфекции, воспалительные процессы
Лечение аутизма достаточно трудно и связано с большими затратами времени и средств со стороны близких и родственников. В последние 10 лет применение комплекса медицинских и социальных мер начало давать хорошие результаты. Наряду с воздействием на возможные причины заболевания важной стороной лечения является социальная адаптация детей. Это комплекс таких вопросов как предоставление образования, обучение нахождению в обществе и общению со сверстниками, трудоустройство и многие другие. До 6 лет мозг ребенка активно усваивает новую информацию, поэтому если как можно раньше взяться за развитие детей с аутизмом, болезнь может отступить. Для этого во всем мире создаются специальные центры помощи с квалифицированными педагогами, врачами и социальными работниками.
В Украине ситуация с лечением и диагностикой аутизма очень тяжелая. При полном отсутствии государственных центров, медицинских программ и программ по адаптации больных во многих случаях врачи не могут даже правильно диагностировать аутизм и назначают медикаментозное лечение. Хотя оптимальным является именно социальное воздействие и адаптация таких детей. За это в основном берутся только сами родители и немногие частные центры для детей с аутизмом.
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!