Лечение болезни Альцгеймера

Болезнь Альцгеймера сложно диагностировать, а ее прогрессию практически невозможно предотвратить или замедлить. Но сейчас появились новые препараты, которые могут изменить ситуацию

Как было сказано ранее, самым очевидным патологическим процессом, происходящим в мозге при БА, является образование белков с неправильной структурой, их дефект связан с нарушением свертывания аминокислотных цепей. Под свертыванием подразумевается формирование аминокислотной цепи определенной пространственной структуры, благодаря которой белок способен осуществлять свою функцию в организме. Белки образуются в результате активности ряда ферментов, полимеризующих аминокислоты в длинные цепи. Но правильной последовательности аминокислот не достаточно для того, чтобы белок осуществлял свою функцию, для этого также необходимо, чтобы аминокислотная цепь приняла правильную конфигурацию. Белки, свертывание которых нарушено, оказываются неполноценными. Неправильно упакованные протеины представляют собой спутанные фибриллы, которые могут образовывать депозиты в тканях нашего организма. Такие образования известны под названием фибрилл амилоида.

В результате эволюционного отбора выработался механизм упаковки пептидных цепочек в активные белковые молекулы, однако физико-химические свойства цепей таковы, что они имеют тенденцию образовывать фибриллярные структуры. Поэтому, когда в нашем организме теряется контроль над упаковкой протеинов, образуются фибриллы, и этот механизм лежит в основе развития таких заболеваний, как болезнь Кротцфельда-Якоба (человеческая форма бешенства коров), БА, болезнь Паркинсона. У некоторых жертв перечисленных болезней в тканях накапливаются килограммы патологических фибрилл. Понятно, что лекарство, которое будет способно препятствовать нарушению упаковки белковых молекул, смогло бы предотвратить развитие подобных заболеваний. Сейчас появились первые надежды на то, что такой препарат вскоре станет реальностью.

В то же время существуют и другие способы, с помощью которых можно облегчить течение БА. Антидепрессанты способны устранить один из ранних симптомов болезни Альцгеймера - хроническую депрессию, появившуюся в ответ на осознание пациентом того, что он теряет рассудок. Нестероидные противовоспалительные препараты (НПВС), такие как ибупрофен, также могут быть полезны в лечение болезни Альцгеймера, поскольку воспаление ткани мозга вокруг сенильных бляшек приводит к повреждению здоровых нейронов.

Многие НПВС продаются без рецепта и часто используются для лечения головных болей (например, парацетамол), мышечных болей (ибупрофен) или и тех и других (аспирин). К природным НПВС относится куркум, содержащийся в острой приправе куркума.

Активные метаболиты кислорода способны повреждать и убивать клетки, с возрастом наше тело теряет способность удалять эти молекулы. Потеря слуха в старости является одним из следствий действия метаболитов кислорода, уровень потери слуха может служить индикатором способности нашего организма элиминировать эти вещества. Существуют доказательства того, что антиоксидантные витамины благотворно влияют на пожилых людей, а их недостаточное содержание в рационе может приводить к обострению болезни Альцгеймера.

Болезнью Альцгеймера поражаются части мозга, богатые нейротрансмиттером ацетилхолином (АХ), который вырабатывается в результате активности фермента ацетилхолинтрансферазы. После того как АХ выполняет свою работу, он элиминируется с помощью другого фермента — аиетилхолинэстеразы. Проблема заключается в том, что с возрастом этот последний фермент продолжает эффективно удалять АХ, а вот ацетилхолинтрансфераза постепенно теряет способность к его продукции. Для большинства людей это не становится проблемой, потому что наши нейроны изначально способны к избыточной продукции АХ, но у некоторых людей степень потери достигает критической точки, при которой уровень АХ оказывается ниже необходимого. Связь между снижением уровня АХ и БА была установлена почти тридцать лет назад, в 1976 году.

С тех пор ученые занялись поиском лекарственного средства, которое было бы способно блокировать фермент, разрушающий АХ, и тем самым сохраняло бы высокий уровень АХ в мозге. Эти исследования привели к появлению некоторых полезных препаратов, которые могут замедлять прогрессирование болезни, но которые, однако, не способны полностью прекратить снижение способности мозга вырабатывать АХ, и через некоторое время они теряют свой эффект.

Препараты, разработанные для лечения или даже предотвращения БА, тестируются на специальной линии мышей, у этих животных в мозге самопроизвольно образуются амилоидные бляшки. Первым лекарством, специально предназначенным для лечения болезни Альцгеймера, стал такрин, его использование в Соединенных Штатах было одобрено в 1993 году, в Великобритании он не был допущен в продажу из-за серьезных побочных эффектов. Впоследствии японская компания Eisai разработала более совершенный аналог под названием донепезил. В Соединенных Штатах он появился в 1996 году, а в Великобритании - в 1997, за ним следовал ривастигмин, поступивший в продажу в 1998 году. Тактрин и донепезил служат для лечения легких и умеренных форм БА, а вот ривастигмин, по всей видимости, повышает уровень АХ в тех частях мозга, которые в наибольшей степени поражены болезнью Альцгеймера.

Еще более эффективным препаратом оказался галантамин, появившийся на рынке в 2000 году, это вещество было найдено в луковицах подснежников и нарциссов. Оно повышает умственную активность и препятствует развитию расстройств поведения. У некоторых людей с БА принимающих галантамин, даже появляются признаки выздоровления а не только замедления прогрессирования. Галантамин не только блокирует снижение уровня АХ, но также стимулирует никотиновые рецепторы мозга, что, в свою очередь, приводит к высвобождению нейронами АХ. Предполагается, что никотин также способен оказывать благоприятный эффект при БА, поскольку он способен действовать на те же мишени, что и АХ. Сейчас ожидаются другие новейшие препараты: особо многообещающими являются те, которые активируют никотиновые рецепторы.

Другое направление исследований связано с поиском способов ограничения токсичности металла, но не алюминия, а меди. Было доказано, что медь, содержащаяся в крови, обостряет течение БА. Этот металл необходим для жизни всех клеток нашего организма, но его избыток может быть опасен. Препарат клиохинол способен уменьшать содержание свободной меди в нашем организме, облегчая ее элиминацию. Исследования на модельных мышах показали, что это вещество может даже способствовать удалению амилоидных бляшек из мозга. По всей видимости, некоторые металлы притягивают к себе амилоидные пептиды и инициируют формирование бляшек. В частности, такой способностью может обладать цинк, клиохинол же связывает этот металл, тем самым инактивируя его.

Наиболее перспективным направлением борьбы с болезнью Альцгеймера является предотвращение образования амилоидного белка, это позволило бы остановить каскад таких эффектов, как формирование нейрофибриллярных пучков, воспаление нервной ткани, разрушение нейронов, и, как следствие, развитие симптомов заболевания. Команда исследователей, медицинской школы Лондонского Королевского университета, возглавляемая Марком Пеписом, обнаружила, что производное простого вещества пирролидин-2-карбоновой кислоты способно растворять фибриллы амилоида за счет реакции с сывороточными белками, стабилизирующими фибриллы. При этом происходит разрушение указанных сывороточных белков в печени, в результате чего незащищенный амилоид легко поддается элиминации. Ученые сообщили о своей находке в 2002 году в журнале Nature.

Пепис обнаружил новый лечебный агент, протестировав тысячи молекул из коллекции фармацевтической компании Roche на способность связываться с компонентами сыворотки. Вещество под кодовым названием Ro-15-3479 дало положительный результат, на основании полученных данных Пепис синтезировал еще более эффективное соединение СРНРС. Оно оказалось нетоксичным и даже в низких дозах успешно удаляло из крови сывороточные белки, защищающие фибриллы амилоида. При уменьшении концентрации этих компонентов в плазме они начинают вымываться из амилоидных бляшек, в результате последние оказываются уязвимыми перед ферментными системами мозга. В исследованиях на мышах СРНРС оказался настолько эффективным, что вскоре было проведено тестирование этого препарата на людях, находящихся в терминальной стадии БА, лекарство также оказывало лечебное действие, но не смогло спасти пациентов.

И наконец, в мае 2002 года в журнале «Nature Neuroscience» была опубликована статья по результатам работы исследовательской группы лаборатории компании Eli Lilly, возглавляемой Келли Бейлсом. Ученые показали, что одна инъекция антител m266 способна улучшить память мышей с болезнью Альцгеймера. Сможет ли данный препарат помочь людям, страдающим этой болезнью, пока остается невыясненным.

В Соединенных Штатах появилась возможность диагностировать БА с помощью анализа мочи. Компания AlzheimAlert обнаружила нейрональный белок, который образуется только у людей с БА, при этом по мере прогрессирования заболевания и с усилением гибели нейронов его уровень повышается. Фармацевтическая компания Nymox разработала тест, для проведения которого необходимо доставить образец мочи в количестве 50 мл в аналитическую лабораторию компании, расположенную в Нью-Джерси. Представители компании утверждают, что с помощью этого метода им удается выявлять болезнь в 90% случаев.

На данный момент имеются основания надеяться на то, что в ближайшее время медицина научится предотвращать и даже лечить БА. И те курильщики, которые оправдывают вредную привычку тем, что никотин препятствует развитию болезни Альцгеймера, лишатся своего последнего оправдания.

Источник: по материалам книги Джона Эмсли «О пользе и вреде продуктов, которые мы любим покупать»