Войти

Исцеление смехом

Смех действительно исцеляет. Мы расскажем Вам о смехотерапии и ее основателе докторе Хантере Адамсе или Докторе Клоуне



Шут был вор: он воровал минуты – грустные минуты у людей.
В. С. Высоцкий

«Заплатка» Адамс

Знаете ли вы, что «смех увеличивает выделение катехоламинов и эндорфинов, что, в свою очередь, обогащает кровь кислородом, расслабляет артерии, ускоряет сердцебиение, понижает артериальное давление и оказывает положительный эффект при всех сердечнососудистых и респираторных заболеваниях»? Эту зубодробительную фразу из медицинского учебника произносит Патч Адамс, герой одноимённого фильма, в ответ на чью-то реплику о том, что нечего являться в больничую палату с красным клоунским носом и в широких штанах. В медицинском колледже, где царит культ науки и беспристрастности, он отстаивает право доктора быть искренним, не скрывать своих чувств и… развлекать больного. Развлекать, чтобы отвлекать от боли и страданий. Патч Адамс верит в целительную силу смеха.

Этот человек действительно существует. Зовут его в действительности Хантер Адамс, но он предпочитает, чтобы его называли «Патч» - «заплатка» по-английски. Так окрестил Хантера один из пациентов психиатрической клиники, где он пытался излечиться от желания уйти из жизни. В то время, как второй пациент – учёный – совершал какие-то сложные вычисления и расчёты, Хантер поставил заплатку на протекавшую чашку, стоящую на столе. Тогда в клинике, 18-летний Адамс понял: «Мое призвание – помогать человечеству с помощью медицины. Я пообещал себе, что у меня больше не будет ни одного плохого дня. Я решил быть счастливым». И ему это удалось. В 1971 г. он окончил медицинский колледж и основал больницу своей мечты – «Гезундхайт», главными принципами которой стали: полное отсутствие какой бы то ни было оплаты за лечение и возмещения страховки, «больница как дом», совмещение всех видов врачевания, соединение медицины с занятиями изобразительным искусством и ремёслами, сельским хозяйством, отдыхом на природе и т.п. Но это было позже. А в 18 лет Адамс пришёл к выводу: чтобы быть счастливым, нужно быть весёлым. И веселить других. И стал заниматься клоунадой на улицах, каждый день. Такая вот смехотерапия, как способ работы над собой и помощи окружающим.

В постсоветских странах Хантера Адамса знают именно как Доктора Клоуна, а не основателя бесплатной клиники-коммуны. Впервые он приехал в Россию в 1974 году с группой туристов, «чтобы полюбить врагов своего государства». «Тогда считалось, что США и СССР – противники, говорили, в СССР ужасная жизнь и очень опасно. Я же всегда был за мир и не считал наши страны врагами. Казалось очень странным, что с нами никто не разговаривал, все боялись. Только дети и подростки спокойно, не оглядываясь по сторонам, общались с нами».

А в 1984 г. Адамс понял, что его клиника больше не может существовать на волонтёрских началах, нужно регулярное финансирование. И стал ездить по всему миру, провозглашая «мир, справедливость и милосердие», «революцию любви» и рассказывая о клинике «Гезундхайт» как об одном из путей совершения этой мирной революции. В 1985 г. группа добровольцев во главе с Хантером Адамсом добралась и до СССР, по его собственным словам, «с цветными одеждами и состраданием». С тех пор Патч Адамс бывает в России каждый год. И каждый раз люди из самых разных стран мира прямо в клоунских костюмах проходят паспортный контроль в Шереметьево, а потом две недели посещают в них больницы, детдома и хосписы. В них ходят по улицам, в них по традиции являются на Красную площадь. В 2010 г. защитники правопорядка на площади не отличились чувством юмора, и знаменитому Целителю Адамсу пришлось около часа просидеть в отделении милиции. Впрочем, думаю, эти люди и там не теряли присутствия духа. Что такое кутузка для человека, который решил быть счастливым?

Вот что говорит сам Патч Адамс о себе и о своём деле.

«Клоунскому ремеслу специально я не учился, я просто старался быть смешным и глупым. Это замечательное, непередаваемое чувство – видеть радость на лицах людей, к тому же, когда ты сам ее доставляешь. Я люблю приносить людям радость, я считаю, это очень важно в наше нелегкое время».

«Это не терапия. Это просто любовь, которая проявляется таким образом. Наша цель – из мира, который любит власть и деньги, выйти в мир, который ценит щедрость и чувства».

«Я политик! Моя политика — пис энд джастис (мир и справедливость). Только так можно спасти мир и помогать людям. Я хочу помогать людям. Я для этого живу».

«Моя жизнь – это танец слияния с человечеством».

Работа - доктор клоун

Первая организация, сделавшая больничную клоунаду профессией, называлась «Clown Care Unit» (дословно можно перевести, как «Союз клоунов милосердия»). Основал её в начале 80-х в Нью-Йорке клоун и руководитель цирка Майкл Кристенсен. К организации вскоре присоединился российский актёр Владимир Ольшанский и проработал в «Clown Care Unit» около 10 лет. В 1996 г. он по приглашению своего брата Юрия Ольшанского, актёра и режиссёра, работавшего в Италии, отправился приобщать итальянцев к новой актёрской специализации – больничный клоун. В 2000 г. Владимир Ольшанский и его соратники основали организацию «Soccorso Clown» («Соккорсо Клаун» или «Неотложка Клоун», как они окрестили её по-русски). С тех пор количество объединений больничных клоунов в Европе растёт, а в 2010 г. была создана Европейской Федерации Организаций Больничных клоунов, одним из основателей которой стала итальянская «Soccorso Clown». В Канаде, Франции, США, Бразилии, Швейцарии работают школы больничных клоунов. Во многих из этих стран «доктор клоун» включён в больничный штат. В Израиле пошли дальше и готовят медицинских клоунов в Университете Хайфы. Обучение длится три года и включает сценическое мастерство, психологию, физиологию, анатомию.

В России крупнейшая подобная организация – НКО «Доктор Клоун». В 2003 г. её руководитель Константин Седов, а тогда студент юридического факультета, впервые пришёл в шутовском костюме в Российскую детскую клиническую больницу – развлечь и отвлечь детей от больничной жизни с её болью, страхом, неприятными процедурами и мамиными слезами. Выйдя из палаты, Костя Седов понял, что не юриспруденция его призвание.

Сейчас он, доктор клоун со стажем, уверяет, что задачи в его работе гораздо шире, чем просто развеселить. Необычный гость в колпаке сосредоточивает на себе внимание ребёнка во время тяжёлой процедуры; в компании с клоуном дети, отказывавшиеся от пищи, порой начинают есть, например, когда завтрак становится заманчивым призом в увлекательном конкурсе. Доктора с нарисованной улыбкой пускают даже в операционную, где с помощью сказкотерапии он подготовит малыша к предстоящей операции. То есть он действительно доктор, хотя бы потому, что предотвращает депрессии и помогает перенести агрессивные медицинские вмешательства. Но прежде всего, считает Константин Седов: «…для детей в больнице клоун — друг. С ним можно поговорить, обсудить свои проблемы, его ждут, без него скучают. Он старший товарищ, авторитет, как врач или мама».

Есть очень много различий между обычной цирковой клоунадой и медицинской. Некоторые цирковые шаблоны в больнице исключены, никаких, например, ассоциаций с болью, слезами, никакой агрессии. Существуют и другие запреты: нужно очень внимательно контролировать свою речь, нельзя давать никаких обещаний, в том числе заверять в скором выздоровлении. Больничный клоун никогда не зайдёт к ребёнку без разрешения. Ведь медперсонал наносит визиты в палату почти всегда без стука, и никто не спрашивает у малыша согласия на ту или иную процедуру. А когда ребёнок понимает, что может проявить волю и принять решение сам – это уже положительный терапевтический эффект. А ещё есть много чисто технических нюансов: в какие-то отделения не пустят без маски, в каких-то запрещены мягкие игрушки, да и вообще почти все сувениры – вирусоносители из внешнего мира. Можно везде только воздушные шары. И в конце представления обязательно происходит «обшаривание» пациентов – каждый получает по яркому шарику.

Константин считает, что больничный клоун – серьёзнейшая профессия, требующая постоянных тренингов. Это смесь циркового жанра, эстрадного, развлекательного, разговорного, фокусного, пантомимного, и, конечно, никак не обойтись без психологии. «Мы, как клоуны, не должны жалеть, мы должны сострадать, присутствовать, слушать, если нам хотят что-то сказать», - говорит Константин Седов. Легко ли это – оставить все свои проблемы на пороге больницы и приготовиться несколько часов наблюдать чужие, настроиться на полную отдачу, улыбаться малышу, которому больно и плохо, и в то же время оставаться искренним, вызывать доверие? Тяжело. Ещё тяжелее искать ответ на вопрос, от которого не уйти: почему болеют дети? За что они страдают? «Я тоже, конечно, задавал себе этот вопрос», - признаётся главный русский доктор клоун. – «И понял, что ответить на него можно только находясь на стороне веры. Я пришел к вере не так давно, шесть лет назад. И, наверное, из-за моей работы, не было каких-то сомнений и метаний — просто почувствовал, что пришло время... Мне кажется, в больнице невозможно не верить. Бог — это Любовь, всеобщая и всеобъемлющая. И Он никому не сделает плохо. А если нам кажется, что Он несправедлив, то это лишь значит, что мы еще не все понимаем».

Если вы не верите, что весёлый артист способен хоть сколько-нибудь помочь тяжелобольному ребёнку, найдите в фильме «Целитель Адамс» момент, где Патч впервые начинает импровизировать в палате детской онкологии. Посмотрите, как в глазах девочки, безволосой, как и её соседи, после «химии», безнадёжность сменяется неподдельным весельем, когда Целитель Адамс одевает на нос обрезанную клизму, а на ноги – судна вместо башмаков. Послушайте, как звенит её смех. Она ещё долго будет вспоминать этого странного доктора вместе с ребятами из палаты и расцвечивать радостью серые больничные дни. И даже если это последние дни её жизни, разве не драгоценны эти минуты безоглядного веселья? Кто-то сказал: «У человека не бывает «завтра», есть только бесконечное «сейчас». Сейчас она счастлива. И это счастье подарил ей смешной человек в радужных одеждах.

В отделениях НКО «Доктор клоун» на постоянной основе работают уже десятки человек: в Москве, Казани, Ростове-на-Дону. Такого крупной объединения больничных артистов, подобного российскому, в Украине я не нашла. Но благотворительные организации, занимающиеся больничной клоунадой, есть в Запорожье, Кривом Роге, Львове. Настал черёд и для днепропетровских деток найти друзей среди весельчаков в ярких нарядах. Дай Бог, чтобы выпускники Школы клоунов при ДОБО «Сияние радуги» сделали смех настоящим лекарством для маленьких пациентов наших больниц.

Ольга Левченко, волонтер ДОБО «Сияние радуги»
www.pomogaem.com.ua

Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!

Теги: здоровье,  смех

Отзывы и комментарии (0)
Добавить комментарий
Интересно про здоровье:
© 2008-2024 Все права охраняются законодательством Украины. Использование материалов HnB.com.ua разрешается при условии размещения ссылки (для интернет-изданий гиперссылка, не закрытая для индексации поисковыми системами) на HnB.com.ua.