Методика Никитиных была разработана известными педагогами, а также родителями семи детей, Борисом и Еленой Никитиными в 1950х годах. Все принципы, описываемые в данной системе, были применены к их собственным детям в процессе воспитания. Однако споры по поводу позитивного влияния методики Никитиных не умолкают и по сегодняшний день. Многие педагоги и родители считают данную теорию действенной. Однако система имеет и множество противников, которые утверждают, что методика является достаточно ограниченной и не корректной для большинства средних семей, живущих в обычных городских условиях. Но сколько бы «за» или «против» не было сказано, выбирать ли принципы воспитания и развития Никитиных для своего ребенка, решать только Вам.
Философия методики
Супруги Никитины воспитывали своих детей по несвойственным тому времени принципам. Их дети с раннего возраста были предоставлены сами себе, они могли активно получать свой собственный жизненный опыт, совершать поступки и учиться на ошибках. Однако, как ни странно это было для всего окружающего общества, дети Никитиных действительно показывали удивительные результаты – с четырех лет они уже активно читали и писали, уровень развития их творческих способностей позволял делать многие вещи с опережением на 3-5 лет по сравнению со среднестатистическим ребенком того времени. Так же следует отметить, что методика Никитиных помогала развивать и физические данные ребенка.
Одной из основных идей методики Никитиных является неправильных подход взрослых к вопросу общения с ребенком, который заключается в двух, с первого взгляда противоречащих друг другу вещах: чрезмерное внимания и недостаток его же. Причем наблюдаются данные факторы чаще всего одновременно.
Чрезмерное внимание проявляется в том, что родители пытаются предотвратить любой личный эксперимент ребенка. В частной жизни это может выражаться в нетерпении во время игры, желании избежать недоразумений, желании избавить малыша от лишних усилий в элементарных действиях и т.д. В итоге, согласно методике Никитиных, родители не позволяют ребенку развиваться, становиться самостоятельным, активизировать мыслительную или физическую деятельность.
Отсутствие или недостаток внимания, в свою очередь, проявляется в том, что забота о малыше сводится к бытовым необходимостям: одеть, накормить, убрать. А на общение, долгое совместное времяпрепровождение, искреннее и глубокое обсуждение жизненных ситуаций часто элементарно не хватает времени. Естественно, что подобное отношение приводит к нежеланию развиваться, а также эмоциональному и умственному голоданию у ребенка.
Принципы методики Никитиных
Основными принципами методики развития Никитиных можно назвать предоставление ребенку самостоятельности и активная помощь родителей в развитии малыша. Следуя данной системе, необходимо приучать малыша, что он имеет право делать все, но сам и несет ответственность за свои поступки. Родители же не должны препятствовать действиям ребенка, лишь активно участвовать, а так же регулярно обсуждать различные ситуации и помогать делать необходимые выводы.
Так же к базовым принципам методики развития Никитиных можно отнести следующие факторы:
- максимальная близость к природе и естественность среды, окружающей ребенка
- удобство и доступность во всем (легкая одежда, предоставление необходимого спортивного и игрового инвентаря и т.д.)
- свобода творчества (сочетать виды занятий дети могут сами, так же как выбирать время, место и продолжительность игр и обучения)
- родительская помощь и участие в любых начинаниях детей
Если же обобщить все принципы методики развития Никитиных, можно сделать вывод, что родители не должны мешать развитию ребенка, а лишь создавать все условия для его активизации.
Развивающие игры
Методика Никитиных делает большой акцент на развивающих играх для детей. Все они предполагают участие в них не только ребенка, но и родителей. Каждую игру можно подстраивать под конкретные условия, возможности и пожелания. Единственное условие, которое остается неизменным – игра должна развиваться от простого к сложному и не возвращаться на предыдущий уровень, если он единожды был пройден. И не важно, были это игры с кубиками или сложные авторские соревнования.
Все творческие игры методики Никитиных направлены на развитие творческих способностей детей и чаще всего представлены в виде головоломок разного уровня сложности, что помогает ребенку день за днем совершенствоваться в своих навыках и умениях.
Автор: Наталия Кей
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!