врач-офтальмолог медицинского центра высшей категории АЙЛАЗ Елена Николаевна Бурдыга
После поступления ребёнка в школу эти нагрузки возрастают в несколько раз, оставляя отпечаток на зрении и здоровье в целом. Анализируя состояние здоровья первоклассников и тех, кто оканчивает школу, специалисты отмечают: ежегодно у многих детей регистрируются те или иные формы нарушения зрения, такие как привычно избыточное напряжение аккомодации, спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость, астигматизм.
Как же предотвратить ухудшение зрения в наше время?
Стоит заметить – появление близорукости у ребёнка, как правило, совпадает по срокам с началом школьного обучения, поэтому важна правильная организация рабочего места.
Мебель должна соответствовать росту ребёнка, при работе за столом ребёнок должен держать туловище, голову, плечи, не нагибаясь, не вытягиваясь во время занятий. При таком положении туловища расстояние между глазами ребёнка и рабочей поверхностью равно 35-40 см, что обеспечивает наилучшие условия для зрительной работы. Рабочее место должно быть хорошо освещено. Поверхность рабочего стола должна быть матовой (для исключения бликов), если стол лакированный или из блестящего пластика, застелите его скатертью.
Письменный стол для занятий необходимо разместить у окна, чтобы максимально обеспечить естественным освещением рабочую поверхность. Зимой или по вечерам необходимо дополнительно включать электрическое освещение (настольную лампу), но при этом оно не должно быть слишком ярким, чтобы не создавать контраста между освещаемым пространством и остальным помещением. Желательно, чтоб источник света располагался противоположно рабочей руке, спереди и выше уровня глаз, и освещал рабочую поверхность.
Лучше всего для этого использовать светильники типа «школьных». Они снабжены непрозрачными абажурами, имеют широкий выход света, направленный на рабочее место; в них используются относительно невысокие мощности электрических ламп от 60 до 75 ватт, излучающие тёплый белый свет.
Что касается кабинетов для групповых занятий, то в новых нормах искусственного освещения предпочтение отдается люминесцентным лампам по сравнению с лампами накаливания. И это не случайно, так как последние в силу физических особенностей создают больше возможности для улучшения условий освещения. Этому способствует малая яркость люминесцентных ламп, наличие мягкого ровного света, более благоприятный спектр света. Использование открытых ламп, не защищённых арматурой, совершенно недопустимо. Открытые лампы слепят, и, если длительно работать при таком освещении, это вызывает понижение зрительных функций. Очень яркие открытые источники света (лампы большой мощности – 150/200 ватт и более) могут привести даже к неприятным ощущениям в глазах.
В качестве источника света для освещения рекомендуются люминесцентные лампы белого (ЛБ) или тёмно-белого (ЛТБ) света, которые оказывают наиболее благоприятное действие на зрительные функции.
При работе книгу или тетрадь необходимо держать на расстоянии 35-40 см от глаз. Лучше всего читать с подставки. Нужно помнить, что достоверно «опасным» в плане прогрессирования близорукости является зрительное рабочее расстояние при чтении и письме менее 20-25 см.
Не рекомендуется читать и играть лёжа и особенно на боку, а также в транспорте. Дело в том, что в положении лёжа, как правило, не достигается правильная освещённость объекта, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета и это приводит к зрительной утомляемости и головной боли. Вибрация транспорта вызывает зрительный дискомфорт при чтении во время езды и создаёт дополнительную нагрузку на мышечный аппарат глаза.
Большое значение для охраны зрения детей имеет правильная посадка, т.е. поза детей во время занятий, которая не только уменьшает общее утомление, предупреждает нарушение осанки, но и способствует сохранению зрения.
Профилактикой также может стать гимнастика для глаз, которая может благотворно повлиять на состояние зрения вашего ребенка.
Комплекс упражнений для младших школьников
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза, считая до трех, открыть их и посмотреть вдаль, считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперёд. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
4. Смотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перевести взгляд вдаль на счёт 1-6. Повторить 4-5 раз.
5. Исходное положение – сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, затем руки опустить. Повторить 4-5 раз.
Комплекс упражнений для учащихся 5-11 классов
1. Сидя, откинувшись на спинку стула. Глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к крышке стола – выдох. Повторить 5-6 раз.
2. Сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 5-6 раз.
3. Сидя, руки на поясе. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение. Затем проделать то же самое влево. Повторить 5-6 раз.
4. Сидя. Делать круговые движения глазами сначала вправо, затем – влево. Повторить 5-6 раз.
5. Сидя, руки вперёд. Посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Вдох. Следить за руками, не поднимая головы. Руки опустить. Выдох. Повторить 4-5 раз.
6. Сидя. Смотреть прямо перед собой на классную доску 2-3 секунды, затем перевести взгляд на кончик носа на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз.
7. Сидя, закрыв глаза. В течение 30 секунд массировать веки кончиками указательных пальцев.
8. Поставить палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25-30 см от глаз. Смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Закрыть ладонью левой руки левый глаз на 3-5 сек. Убрать ладонь и смотреть двумя глазами на конец пальца 3-5 сек. Потом аналогичное упражнение при фиксации пальца левой руки с прикрытием правого глаза. Повторить 5-6 раз.
9. Смотреть вдаль 2-3 сек. Поставить палец правой руки по средней линии лица напротив переносицы на расстоянии 25-30 см от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и смотреть на него двумя глазами 3-5 сек. Опустить руку. Повторить 10-12 раз
10. Упражнение с меткой на стекле: на оконном стекле на уровне глаз наклейте метку диаметром примерно в 5-10 мм.
Цвет её, форма, а также положение тела (сидя или стоя) значения не имеют. Важно, чтобы расстояние от метки до глаза составляло 30-40 см, и упражнение выполнялось в очках или линзах (для тех, у кого проблемы со зрением) и каждым глазом отдельно. Смотрите на метку, а в это время считайте до 10. Затем переведите взгляд за окно на самые далёкие предметы «на горизонте» и считайте до 30. И так от трёх до шести раз. Упражнение «метка-горизонт» способствует уменьшению зрительного утомления, так как происходит массаж внутриглазной мышцы, ответственной за работоспособность глаз.
Не пренебрегайте простыми советами, берегите себя и своё зрение!
МЫ ЗНАЕМ О ЗРЕНИИ ВСЁ!
Задайте вопрос врачу-офтальмологу
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Клиника АЙЛАЗ www.ailas.com.ua
02140, Украина, г. Киев, просп. С. Бандеры, 17/1
Тел.: (044) 364 10 01
Статья защищена законом об авторских и смежных правах. При использовании и перепечатке материала активная ссылка на портал о здоровом образе жизни hnb.com.ua обязательна!